NWICPC Banner
.
 
 
 

 

УСЛУГИ

Спектр Услуг Предоставляемый Зарубежным Компаниям
Программа ООН по защите иностранных инвестиций в малый и средний Российский бизнес


 

О программной поддержке ООН для российских и иностранных инвесторов

Северо-Западный Международный Центр чистых производств ЮНИДО одной из своих главных задач в интересах роста промышленного производства на Северо-Западе России считает стимулирование прямых долгосрочных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. По таким инвестициям, осуществляемым при поддержке системы ООН, существует привлекательная возможность существенно снижать политические и экономические риски, особенно, в секторе среднего бизнеса. 
Организация Объединенных Наций входит в число немногих международных институтов, которые пользуются в России определенными преференциями. В России эти преференции закреплены в федеральном законодательстве: № 95-ФЗ от 4 мая 1999 г. "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
 
Минимизация рисков для инвесторов, пользующихся поддержкой ООН

  • На международные организации не распространяются нормы российского законодательства.  Иностранный инвестор (в ООН принят термин «донор») доверяет свои деньги системе ООН, а не российским банкам. Финансовый механизм, созданный для ООН в России, гарантирует защиту денег от внутристрановой инфляции и экспроприации.
  • Иммунитет. На имущество, находящееся под юрисдикцией ООН, равно как и на денежные средства, также распространяется иммунитет международных организаций. Поэтому  оборудование, поставляемое инвестором в Россию при поддержке  ООН, будет защищено от различных коммерческих и политических рисков.
  • Прозрачность бюджета. Финансовая отчетность в системе ООН строится по международным стандартам, т.е. информация о финансах прозрачна и достоверна. Поэтому инвестор всегда точно может знать, как работают его деньги  в проекте. Более того, инвестор, как правило, сам составляет бюджет проекта и сам следит за его целевым использованием.
  • Льготы ООН. Импортные поставки оборудования, комплектующих изделий, материалов для проекта в соответствии с российским законодательством освобождаются от уплаты импортной пошлины (5 – 15%) и НДС (18%). Кроме того, импортированное оборудование и переданное получателю на баланс освобождается от налога на имущество (2%) на первые 2 года после поставки. Одновременно, с начисленной заработной платы экспертам и консультантам проекта ООН не удерживается Единый социальный налог (26%).
  • Имущественная безопасность. Для уменьшения рисков потери приобретенного и поставленного инвестором в Россию оборудования могут быть приняты дополнительные меры. Получатель оборудования заключает соглашение с ООН, по которому в начальный период (первые 3 – 4 года) работы предприятия имущество остается под юрисдикцией ООН. Такая мера является экстраординарной, однако в отдельных случаях может быть применима.

 

Основные этапы работы по субконтрактам,  связанным с поставкой оборудования

Этап 1. Финансирование поставки оборудования:

  • Организация – Донор подписывает с представительством ООН типовое Соглашение и после этого переводит средства на расчетный счет ООН для соответствующего Проекта. Донор и Получатель донорской помощи (Организация) должны быть разными юридическими лицами.

 

  • Размер выделяемых Донором средств должен быть не меньше стоимости оборудования, строительно-монтажных, пусконаладочных и иных работ,  также затрат на зарплаты экспертов и консультантов, командировочные поездки, совещания, обучение, и т.д. в соответствии с заранее спланированным бюджетом проекта  (включая  комиссионые на административную поддержку со стороны ООН). График финансирования должен соотносится с графиком поставки оборудования и выполнения намеченных работ.

Этап 2. Выбор поставщика оборудования:

  • При поступлении средств от Донора руководитель Проекта заключает с Организацией-получателем технической помощи Договор «О безвозмездной поставке оборудования / выполнении работ, и т.п.», согласуясь с Целями Проекта. Форма Договора  для Организации стандартная, за исключением  порядка оплаты, так как поставка осуществляется в рамках безвозмездной помощи.

 

  • Затем руководство Проекта проводит «условный» тендер (с привлечением представителей Организации …) на организацию поставки оборудования / выполнение работ. Предложения должны быть ограничены суммой средств, поступивших от Донора на цели Проекта.
  • Заключается Договор о поставке оборудования между Поставщиком оборудования, Получателем оборудования (Организация) и Плательщиком (ООН) на английском и русском языке с обязательным приложением подробной спецификации поставляемого оборудования на русском языке. Условия поставки должны соответствовать условиям Договора Поставки с Организацией … (п.1 Этапа 2).

 

Этап 3. Заявка (основание для деятельности, описанной в последующих этапах – «Федеральный закон от 4 мая 1999 г о безвозмездной помощи»:

1. Рабочая группа Проекта подготавливает и представляет пакет необходимых Документов по контракту в Комиссию по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации. Пакет документации включает:

  • Соглашение о предоставлении технической помощи между ООН и Организацией.
  • Договор с Организацией (п.1 Этапа 2).
  • Договор с поставщиком (п.3 Этапа 2)+ подробную спецификацию оборудования на русском языке.
  • Письмо от федеральной (региональной) Администрации о контроле за целевым расходованием средств.
  • Учредительные документы Организации …

Подробнее о процедуре подачи Заявки изложено в Постановлении Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. «О технической помощи», особенно, в пункте 13.

2. Если все подготовлено правильно, то Комиссия по техпомощи в срок, не более 3 недель с даты получения полного комплекта документов, рассматривает предложение, и после очередного заседания выдает Организации … Удостоверение (см. пункт 11 + Приложение Постановления Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. «О технической помощи» и Распоряжение ГТК РФ от 7 марта 2001 г. - форма удостоверения). Согласно Удостоверению Организация получает статус «Получателя технической помощи».

Этап 4. Получение оборудования:

  • Организация … (указанная в Удостоверении Получателем технической помощи) получает на таможне поступившее оборудование, при этом применяет льготы по уплате таможенных платежей - освобождаются от ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (см. «Постановление Правительства РФ от 17 сентября 1999 г о технической помощи»», пункт 11; «Приказ ГТК РФ от 8 октября 2000 г» пункты 9,10,11; Налоговый кодекс статья 146, п.2 подпункт 19, статья 150 пункт1 подпункт 1 – см. «НК о поставках оборудования»).

 

  • При доставке оборудования принимающая сторона составляет акт (опись принятого оборудования).
  •  В срок до 3 месяцев ООН и Организация … подписывают Акт передачи оборудования между Проектом и Организацией-получателем, чтобы Организация -получатель могла поставить оборудование на баланс (см. «Постановление Правительства РФ от 17 сентября 1999 г о технической помощи»», пункт 12).

 

  • Стоимость переданного от ООН имущества не учитывается при определении налоговой базы Налога на прибыль (Налоговый кодекс статья 251 п.1 подпункт 6 – см. «НК о поставках оборудования»).
  • Переданное от ООН имущество не подлежит амортизации (см. Налоговый кодекс, статья 256 п.2, подпункт 7 – см. «НК о поставках оборудования»).

6. Согласно пункту К, статьи 5 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:
к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях (см. «НК о поставках оборудования»).
Примечание: кроме того, представительства международных организаций в РФ (нерезиденты) освобождены от уплаты ЕСН (26 %). Поэтому выполнение работ (шеф-монтаж, шеф-консультации, пусконаладочные, различные рабочие встречи и совещания, заработная плата экспертов и консультантов проекта, и другие) в рамках общего проекта также имеют льготу, поскольку экономят значительные средства донора при формировании фонда ЗПЛ.

 


 

NWICPC Home | webmaster
Обновлено: 26.08.2009
©2002 Северо-западный международный центр чистых производств